Аттестация работников
образовательных учреждений
Рекомендации
«О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений Аргаяшского
муниципального района».
1. Общие положения.
1.1. Нормативной основой для аттестации педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений являются Закон
Российской Федерации «Об образовании», Положение о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений (приказ Минобразования России от 20.06.2000 №1908).
1.2. Настоящие Рекомендации регламентирует формы и процедуры аттестации
педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных
учреждений района.
1.3. Целью аттестации является определение соответствия достигнутого уровня
профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников
требованиям к квалификации при присвоении им заявленной квалификационной
категории.
1.4. Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование непрерывного профессионального роста педагогических и
руководящих работников;
- выявление лидеров образования, передового педагогического опыта;
- усиление роли педагогической общественности в оценке результатов
педагогической деятельности;
- материальная поддержка высокопрофессиональных педагогических и руководящих
работников.
1.5. Аттестационными комиссиями учреждений образования настоящие Рекомендации
используются в качестве примерных.
2. Проведение аттестации.
1. Формами проведения аттестационной экспертизы, являются:
для педагогических работников:
- самоанализ результатов профессиональной деятельности;
- самоанализ и представление результатов
профессиональной деятельности;
- защита методической разработки, образовательной
программы, проекта;
- экспертная оценка.
для руководителей учреждений образования, заместителей руководителя
учреждений образования, руководителей структурных подразделений учреждений
образования:
- представление результатов аттестации образовательного
учреждения;
- самоанализ результатов профессиональной деятельности;
- самоанализ и представление результатов
профессиональной деятельности;
- экспертная оценка.
2.2. Все формы аттестационной экспертизы предусматривают выявление уровня и
результативности профессиональной деятельности аттестуемого.
2.3. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы аттестации из числа указанных.
2.4. В ходе аттестации результаты профессиональной деятельности рассматриваются
с учетом следующих критериев:
для педагогических работников:
- положительные результаты и динамика учебных достижений обучающихся за последние
три года;
- положительные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным
предметам;
- использование современных образовательных технологий, в том числе
информационно - коммуникационных, в процессе обучения по предмету и в
воспитательной работе;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта на
муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары,
конференции, круглые столы и др.);
- участие в муниципальных, региональных научно-практических конференциях,
проектах;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка за последние пять
лет;
- позитивные результаты деятельности педагогических работников по выполнению
функции классного руководителя для руководящих работников:
- высокое качество результатов обучения и воспитания;
- эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе
информационно - коммуникационных, в образовательном процессе и управленческой
деятельности;
- обеспечение доступности качественного образования (низкий по отношению к
региональному процент обучающихся, не получивших в Учреждении основное общее
образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности
получения образования в различных формах; реализация профильного обучения и
др.)
- эффективность реализации программы развития учреждения;
- сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер
принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления и т.д.);
- создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
- позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и
местного сообщества к Учреждению;
- обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников
образовательного процесса в Учреждении;
- участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных
фестивалях, конкурсах, смотрах, проектах и т.п.;
- создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации
дополнительного образования.
2.5. Критерии по оценке деятельности педагогического работника, руководителя,
заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения применяются с
учетом специфики образовательного учреждения.
2.6. Районная аттестационная комиссия может принимать решение об освобождении
от экспертизы результатов профессиональной деятельности педагогических и
руководящих работников, награжденных государственными наградами Российской
Федерации или КЧР, отраслевыми наградами Российской Федерации или КЧР,
победителей конкурсов профессионального мастерства за последние три года при подтверждении
категории:
- педагогическим работникам, руководителям структурных подразделений,
заместителям руководителя образовательных учреждений на основании личного
заявления на проведение аттестации и ходатайства руководителя образовательного
учреждения;
- руководителям, образовательных учреждений на основании личного заявления на
проведение аттестации, если они награждены вышеперечисленными наградами в
должности руководителей и образовательное учреждение имеет положительные
результаты аттестации.
2.7. Решение о соответствии работника заявленной квалификационной категории при
освобождении от экспертизы результатов профессиональной деятельности принимает
районная аттестационная комиссия.
2.8. В целях дифференцированного подхода при аттестации различных категорий
педагогических и руководящих работников в личном заявлении (по установленной
форме):
- четко формулируются результаты работы за последние три года (или за период с
момента предыдущей аттестации), которые аттестуемый предлагает предъявить в
ходе аттестации;
- повышение квалификации за последние 5 лет (указываются сроки прохождения
курсов, стажировок, семинаров, конференций и т.д.; общее количество часов);
- награды (полное наименование, год награждения);
- форма проведения экспертизы.
2.9. В ходе аттестации экспертам могут быть представлены документы,
подтверждающие повышение квалификации, награждение аттестуемого, ходатайства
администрации, руководителей структурных подразделений образовательного
учреждения, отзывы родителей и учеников, подтверждающие высокую
профессиональную компетентность аттестуемого, документы, свидетельствующие об
участии в конференциях, выставках и т.д.; дипломы, свидетельства и т.д.
Также могут быть представлены методические разработки, рефераты, проекты,
свидетельствующие об изучении и применении передовых технологий, современной
научно-методической литературы и т.д.
3. Экспертные группы.
3.1. Для аттестации педагогических и руководящих работников образуются
экспертные группы.
3.2. Составы экспертных групп по аттестации педагогических и руководящих
работников на первую квалификационную категорию утверждаются Приказом
начальника отдела образования.
3.3. Экспертная группа:
- рассматривает документы аттестуемых;
- составляет график проведения аттестации педагогических и руководящих
работников;
- вносит на рассмотрение районной аттестационной комиссии предложение об
освобождении от экспертизы результатов профессиональной деятельности
педагогических и руководящих работников;
- проводит экспертизу результатов профессиональной деятельности и готовит
экспертное заключение;
- председатель экспертной группы, передает документы по итогам экспертной
оценки за 3 дня до проведения заседания аттестационной комиссии секретарю
районной аттестационной комиссии.
3.4. Районная аттестационная комиссия на основе экспертного заключения об
уровне результативности профессиональной деятельности аттестуемого принимает
решение о соответствии работника заявленной квалификационной категории.
Приложение №1 к
рекомендациям «О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих
работников муниципальных образовательных учреждений Аргаяшского муниципального
района
Сроки процедур аттестации педагогических и руководящих работников и
муниципальных образовательных учреждений Прикубанского района:
15апреля - 30 июня - прием заявлений по установленной форме районной
аттестационной комиссией.
До 1 октября:
- утверждение по согласованию составов экспертных групп по аттестации
педагогических и руководящих работников образовательных учреждений района;
- рассмотрение заявлений аттестуемых;
- принятие решений об освобождении от аттестационной экспертизы;
- утверждение графика проведения аттестации;
- доведение графика проведения аттестации до сведения аттестуемых,
руководителей образовательных учреждений.
1 ноября - 30 апреля - проведение аттестации.
Примерные
рекомендации по составлению самоанализа
при аттестации на I квалификационную категорию педагогических работников
учреждений дополнительного образования детей Аргаяшского муниципального района
Одной из вариативных форм проведения аттестационной экспертизы для
педагогических работников является самоанализ результатов профессиональной
деятельности аттестуемого муниципальных ОУ.
1. В самоанализе результатов профессиональной деятельности аттестуемый педагог
дополнительного образования должен отразить не только обучение детей
определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитию многообразных личностных
качеств обучающихся по двум группам показателей за последние три года:
- положительные результаты и динамику учебных изменений (фиксирующих предметные
и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные обучающимся в процессе
освоения программы);
- положительные результаты и динамику личностных качеств, социализации
обучающегося под влиянием занятий, разных форм воспитательной деятельности в
данном детском объединении);
2. Результаты проведения аттестации обучающихся по программе (зачет,
соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, фестиваль,
исследовательская конференция, защита творческого проекта, сдача нормативов,
полевая практика, зачетный поход и т. д.).
3. Результаты и динамика обучения по программе на муниципальном, региональном,
российском уровнях (призовые места обучающихся в конкурсах, выставках,
спортивных соревнованиях различного уровня, фестивалях, победители и призеры
исследовательских конференций и т.д.)
4. Использование современных технологий, в том числе
информационно-коммуникационных, в процессе обучения и воспитания (на уровне
использования методических приемов, отдельных компонентов и системы или целостной
системы).
5. Анализ программы дополнительного образования детей (классификация программы,
направленность, название, цели и задачи, содержание и т.д.)
6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на
муниципальном, региональном уровне, открытые уроки, мастер-классы, семинары,
авторские презентации и курсы, участие в конференциях и т. д.
7. Участие в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах,
научно-практических конференциях, проектах.
8. Повышение квалификации за последние 5 лет (указываются сроки прохождения
курсов повышения квалификации, стажировок, семинаров, конференций, общее
количество часов по программе курсов)
9. Позитивные результаты деятельности педагогов по организации работы с
родителями и общественностью, в работе методических объединений учреждений
дополнительного образования детей.
10. Методистам УДОД обратить внимание при самоанализе на повышение
профессионального уровня педагогических кадров в осуществлении
учебно-воспитательного процесса (информация о повышении квалификации,
взаимодействие и координация с учреждениями повышения квалификации, повышение
квалификации внутри учреждения, организация методических выставок и т.д.)
11. Самоанализ результатов профессиональной деятельности аттестуемого должен отражать
специфику образовательного учреждения с учетом выше перечисленных критериев.
Для объективного рассмотрения вопроса о присвоении квалификационной категории
аттестуемый может представить в экспертную группу портфолио, в который могут
входить материалы, заверенные администрацией ОУ и подтверждающие достоверность
выводов, сделанных на основе анализа:
- диагностические материалы, подтверждающие положительную динамику и
результативность обучающихся за последние три года;
- копии свидетельств или сертификатов об окончании курсов повышения
квалификации;
- копии дипломов кандидата, доктора наук; копии удостоверений об отраслевых и
государственных наградах за последние три года при подтверждении
квалификационной категории, если аттестуемый претендует на освобождение от
прохождения процедуры аттестации;
- материалы, подтверждающие высокие результаты внеурочной деятельности
обучающихся;
- авторские методические материалы, которые аттестуемый использует в
учебно-воспитательном процессе;
- представление администрации образовательного учреждения о результатах
практической деятельности аттестуемого;
- другие материалы и документы (на усмотрение аттестуемого)
Примерные
рекомендации по составлению самоанализа
при аттестации на I квалификационную категорию педагогических работников
муниципальных образовательных учреждений Аргаяшского муниципального
района
Одной из вариативных форм проведения аттестационной экспертизы для
педагогических работников является самоанализ результатов профессиональной
деятельности аттестуемого.
В самоанализе результатов профессиональной деятельности
аттестуемый может отразить следующие результаты работы:
• Положительные результаты и динамика учебных достижений обучающихся за
последние три года: уровень обученности обучающихся, «качество знаний» обучаемых,
результаты итоговой государственной аттестации выпускников и др.
• Положительные результаты внеурочной деятельности обучаемых по учебным
предметам: участие школьников в предметных олимпиадах:
- школьный этап;
- муниципальный этап;
- региональный этап;
- российский этап.
Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в исследовательских
конференциях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, выставках
творческих работ и др.
• Использование современных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных,
в процессе обучения по предмету и воспитательной работе (на уровне
использования методических приемов, отдельных компонентов системы или целостной
системы).
• Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на
муниципальном и (или) региональном уровне, открытые уроки, мастер-классы,
семинары, авторские презентации, участие в конференциях и т.д.
• Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных
конкурсах, научно-практических конференциях, проектах.
• Повышение квалификации за последние 5 лет (указываются сроки прохождения
курсов повышения квалификации, стажировок, семинаров, конференций и т. д.;
общее количество часов.
• Позитивные результаты деятельности педагогических работников по выполнению
функции классного руководителя, руководителя педагогической практики студентов,
участие в работе методических объединений.
Самоанализ результатов профессиональной деятельности аттестуемого должен
отражать специфику образовательного учреждения, но с учетом выше перечисленных
критериев.
Для объективного рассмотрения вопроса о присвоении I квалификационной категории
аттестуемый может представить в экспертную группу портфолио, в который могут
входить материалы, заверенные администрацией ОУ и подтверждающие достоверность
выводов, сделанных на основе самоанализа:
• Диагностические материалы, подтверждающие положительную динамику и
результативность обучающихся за последние три года.
• Копии свидетельств или сертификатов об окончании курсов повышения
квалификации.
• Копии дипломов кандидата, доктора наук; копии удостоверений об отраслевых и
государственных наградах, полученных за последние три года при подтверждении
квалификационной категории, если аттестуемый претендует на освобождение от
прохождения процедуры аттестации.
• Материалы, подтверждающие высокие результаты внеурочной деятельности
обучаемых.
• Авторские методические материалы, которые аттестуемый использует в
учебно-воспитательном процессе.
• Представление администрации образовательного учреждения о результатах практической
деятельности аттестуемого.
• Другие материалы и документы (на усмотрение аттестуемого).
Примерные
рекомендации к составлению самоанализа
при аттестации руководящих работников
муниципальных образовательных учреждений Аргаяшского муниципального
района
Одной из вариативных форм проведения аттестационной экспертизы для
руководящих работников является самоанализ результатов профессиональной
деятельности, согласованный с учредителем (для директоров ОУ) либо с директором
ОУ (для заместителей директоров ОУ).
В самоанализе руководитель указывает:
1. Данные об образовательном учреждении:
- лицензия (срок ее действия, приложения);
- дата прохождения последней аттестации ОУ;
- количество учащихся, классов;
- кадровое обеспечение: количество педагогических работников, их пед. стаж,
квалификационные категории и др. данные;
- историческая справка об ОУ;
- материально-технические условия (изменения за период после предыдущей
аттестации руководителя);
- информационное обеспечение (наличие компьютерных классов, программного обеспечения
образовательной и управленческой деятельности, электронного банка данных,
Интернет – линии, электронной почты и т. д.);
- другие данные (на усмотрение руководителя).
2. Результаты профессиональной деятельности руководителя раскрываются с учетом
следующих критериев:
- высокое качество результатов обучения и воспитания детей;
- эффективное использование современных образовательных технологий (в т.ч.
информационно-коммуникационных) в образовательном процессе и управленческой
деятельности;
- обеспечение доступности качественного образования (низкий по отношению к
региональному % обучающихся, не получивших в учреждении основное общее
образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности
получения образования в различных формах; реализация профильного обучения и
др.);
- эффективность реализации Программы развития учреждения;
- сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер
принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления и т.д.);
- создание условий для сохранения здоровья обучающихся;
- позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и
местного сообщества к учреждению;
- обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников
образовательного процесса в учреждении;
- участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных
фестивалях, конкурсах, смотрах, проектах и т.п.;
- создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации
дополнительного образования.
Критерии по оценке деятельности руководителя (заместителя руководителя,
руководителя структурного подразделения) применяются с учетом специфики
образовательного учреждения.
Для объективного рассмотрения вопроса о присвоении первой квалификационной
категории аттестуемый может представить экспертной группе следующие материалы,
подтверждающие достоверность выводов, сделанных на основе самоанализа:
- диагностические материалы, подтверждающие положительную динамику и
результативность обучающихся за последние три года;
- копии свидетельств или сертификатов об окончании курсов повышения
квалификации;
- копии дипломов кандидата или доктора наук, копии удостоверений об отраслевых
и государственных наградах, полученных за последние три года при подтверждении
квалификационной категории, если руководитель претендует на освобождение от
прохождения от процедуры аттестации;
- документы, свидетельствующие об участии в выставках, конференциях, конкурсах,
проектах, смотрах и т.п.
- материалы, подтверждающие высокие результаты внеурочной деятельности и
дополнительного образования обучаемых.
- материалы, свидетельствующие об инновационной деятельности в ОУ и ее
результатах.
- другие материалы и документы (на усмотрение руководителя).