«Качество образования в школе не может быть выше качества работающих в ней учителей», - эти слова известного специалиста по повышению эффективности государственного управления лорда Майкла Барбера послужили девизом «круглого стола образовательных политиков», прошедшего в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года России - 2020».
Участниками круглого стола обсуждалась наиболее острая на сегодняшний день проблема привлечения молодых учителей в сельские общеобразовательные организации, ведь по статистическим данным средний возраст учителей района с каждым годом увеличивается, доля учителей в возрасте до 35 лет не превышает 15% от общего их количества. Ярко выраженный дисбаланс в возрастном и гендерном аспектах учительского корпуса препятствует успешному распространению современных образовательных технологий, что неблагоприятно влияет в целом на качество образования.
Помимо конкурсантов в обсуждении проблемы принимали участие представители Управления образования Аргаяшского муниципального района и члены жюри конкурса – руководители районных методических объединений учителей-предметников.
Модератором круглого стола, заведующей методическим кабинетом Управления образования Гульнур Рамзисовной Муллагалямовой, было отмечено, что при достижении одного из приоритетных направлений реформирования образования - повышения качества образования - только лишь изменений содержания учебного процесса недостаточно, необходима планомерная работа по внедрению организационно-экономических и нормативно-правовых рычагов управления, способствующих формированию высококвалифицированных педагогических кадров, несущих социальную ответственность за качество результатов реализуемого образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников. Также важно не забывать о повышении престижа профессии педагога на общественном уровне и о грамотном управлении образовательной организацией.
По мнению участников конкурса, привлекательность педагогической профессии можно повысить, увеличив уровень заработной платы педагогов. Несмотря на доведение заработной платы педагогов до средней заработной платы по региону, следует учитывать тот факт, что доводится она не за счет увеличения фонда оплаты труда, а за счет увеличения объема выполняемой работы. Другими словами, учитель, чтобы получить заработную плату, равную средней по региону, должен работать не на ставку, а на две, или даже три. О каком качестве образования можно говорить при такой нагрузке?
Ещё одной проблемой в кадровых преобразованиях системы образования является невозможность привлечения молодых специалистов из-за нехватки рабочих мест и отсутствие условий для закрепления молодых педагогов в образовательной организации. Для решения этой проблемы необходимо, опираясь на международный опыт, ориентировать кадровую политику на повышение качества педагогической деятельности и создание условий для своевременного повышения квалификации действующих педагогов.
В Государственной программе «Развитие образования Российской Федерации на 2013-2020 годы» заложен ряд ожидаемых положительных результатов реформирования, т.е. приоритетных направлений кадровой политики: установление конкурентоспособной заработной платы педагогических работников путем её повышения до 100% от средней заработной платы по региону; повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров; обновление педагогического корпуса общего образования, путем повышения уровня подготовки специалистов; оказание поддержки молодым специалистам более опытными коллегами в течение первого года работы; возможность получения льготного ипотечного кредита на приобретение жилья молодыми специалистами, закрепившимися в профессии.
По мнению конкурсантов, помимо указанных направлений кадровой политики необходимо в целом повышать качество жизни на селе, развивать инфраструктуру, экономику.
За «круглым столом образовательных политиков» речь зашла еще об одном утвержденном документе государственного уровня, регламентирующем осуществление кадровой политики в системе общего образования - Профессиональном стандарте педагога. Здесь не только предъявляются требования к кандидату на должность педагога (в том числе, общего образования), но и четко определены знания и умения, необходимые для успешной реализации всех прописанных трудовых действий в составе трудовых функций учителя. Данный документ носит рамочный характер и предъявляет объединенные требования к квалификации педагогов.
Некоторые предъявляемые стандартом нормы требуют от учителей не только педагогических знаний, но и знаний из смежных наук: психологии, культурологии, религиоведения, дефектологии. Такие требования, по мнению самих педагогов, свидетельствуют о замене целого ряда специалистов одним человеком, что вызывает отрицательные эмоции в педагогической среде.
Круглый стол - это заключительное испытание для конкурсантов – учителей общеобразовательных организаций района, имеющий целью демонстрацию готовности конкурсантов к поиску механизмов решения актуальных проблем в сфере образования.
Кроме того, в ходе конкурсных испытаний педагоги района провели открытые учебные занятия, мастер-классы и воспитательное мероприятие - разговор с учащимися, представляли свой педагогический опыт, демонстрируя уровень готовности эффективно распространять педагогический опыт в условиях реализации современной модели образования. Конкурсной площадкой для проведения всех мероприятий в рамках конкурса была выбрана Акбашевская средняя общеобразовательная школа.
Среди участников конкурса профессионального мастерства педагогов - Тимур Илдарович Шаимов, учитель географии Кулуевской школы, Полина Павловна Малева, учитель биологии Краснооктябрьской школы, Марьям Нургалиевна Хайбуллина, учитель английского языка Кулуевской школы, Лилия Ульмаскуловна Шаймухаметова, учитель начальных классов Кулуевской школы, Алина Фаиловна Альмухаметова, учитель начальных классов Аргаяшской школы №2, Айслу Юлаевна Кусанова, учитель химии Аргаяшской школы №2, Маргарита Ринадовна Юнусова, учитель математики Березовской школы.
Большинство конкурсантов показали достаточно высокий уровень профессиональной компетентности, знаний и понимания современных тенденций развития образования и общества, ценностных ориентиров современной системы образования.
По итогам конкурсных испытаний жюри конкурса определило двух призеров - учителя начальных классов Аргаяшской школы №2 Алину Фаиловну Альмухаметову, учителя английского языка Кулуевской школы Марьям Нургалиевну Хайбуллину.
Победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2020», то есть лучшим учителем Аргаяшского района в 2020 году признана Полина Павловна Малева, учитель биологии Краснооктябрьской средней общеобразовательной школы, которая, по ее же словам, не боится экспериментировать, менять свою точку зрения, изменяться вместе с меняющимся миром и детьми, признавать свое несовершенство даже после долгих лет работы. В ходе испытаний Полина Павловна уверенно продемонстрировала высокий уровень образованности, владение различными методами познания, знание возрастной и педагогической психологии. Сегодня именно такой учитель может заинтересовать детей своим делом.
Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2020» Полина Павловна Малева представит нашу муниципальную систему образования в региональном этапе всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года России - 2020», который пройдет в г. Сатка в марте 2020 года.
Победитель и призеры конкурса награждены дипломами и денежными призами Управления образования Аргаяшского муниципального района. |