Во время весенних каникул в актовом зале МОУ Аргаяшской СОШ № 1 состоялось районное родительское собрание. Оно объединило более 70 участников из числа родителей, педагогов, представителей общественных организаций. Перед началом собрания МОУ Аргаяшской СОШ № 1 организовало экскурсию по школе. Перед родителями выступили детские творческие коллективы школы.
С докладом «Государственно-общественное управления образованием как фактор повышения качества образования» перед участниками собрания выступил начальник РУО Сафиуллин И.Т.
На сегодняшний день во всех учреждениях образования действует структура управления, где в той или иной мере представлена общественная составляющая. Подтверждением сказанному являются педагогические советы, Советы школ, методические объединения, творческие группы, органы самоуправления школьников. Эти формы государственно-общественного управления учреждением действуют вполне эффективно: имеют конкретные планы, программы, результаты. К формам «внешнего» общественного участия можно отнести школьные и классные родительские комитеты, созданные во всех общеобразовательных учреждениях района.
Как отмечено в докладе, суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций района. Дело в том, что современное образование не может быть замкнутым Оно должно быть открытым. За последние годы много сделано для того, чтобы образование имело общественную направленность. В первую очередь, это заслуга руководителей учреждений образования, педагогов, родителей, общественных организаций, средств массовой информации и т.д. Вместе с тем, в построении системы государственно-общественного управления имеется много вопросов. На ряд вопросов попытались найти ответы на прошедшем родительском собрании: каковы же возможности государственно-общественного управления для решения трёх важнейших задач, которые стоят перед муниципальной системой образования: качества, доступности и эффективности?
Участники собрания единодушны во мнении, что
единое образовательное пространство невозможно создать без участия родителей, организаций и предприятий, всех заинтересованных жителей нашего района.
Действительно:
- выбор тех или иных образовательных программ невозможен без их обсуждения с родителями (общегородские родительские собрания для родителей будущих первоклассников, родителей учащихся старших классов и т.д.);
- решение вопросов воспитания духовно-нравственных, гражданских качеств – совместное дело образования и общества;
- создание профильных классов, введение предметов школьного компонента, определение перспектив развития учреждения – эти и другие вопросы требуют общественного обсуждения.
Однако, как отметил в докладе начальник РУО Сафиуллин И.Т., общественность не всегда готова к участию в управлении образовательным учреждением. Только лишь небольшая часть готова высказать правильные, аргументированные предложения. Поэтому необходимо просвещать родителей, шире привлекать возможности СМИ, Интернет-ресурсов в создании единого образовательного пространства в районе.
Особое место в государственно-общественном управлении занимают Советы школ, попечительские советы, которые оказывают значительное влияние на развитие образовательных учреждений.
«Есть ли необходимость создания Управляющих Советов как коллегиальных органов государственно-общественного управления, призванных решать задачи стратегического управления ОУ? Решать на местах. Главное, чтобы они были жизнеспособны и не носили формальный характер», - отметил Ильяс Тимербулатович.
Из доклада видно, что, во-первых, за последние годы образовательные учреждения, РУО значительно продвинулись в решении задач государственно-общественного управления, во-вторых, наши учреждения, и вся система образования становится более открытой, социально направленной. Во многих учреждениях стало правилом взаимодействовать с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, Советами ветеранов, другими общественными организациями, предприятиями;
- решать проблемы занятости учащихся, их профориентации, участвовать в мероприятиях, проводимых учебными заведениями профессионального образования г. Челябинска.
Главная задача в настоящий период, как отметили участники собрания, – разобраться в нормативно-правовом пространстве государственно-общественного управления, обнаружить проблемы использования и создания нормативно-правовой базы в образовательных учреждениях, в общественных, проанализировать существующую практику, Широкому развитию практики общественного участия в управлении образованием мешают:
- недостаток информации;
- непонимание реальных полномочий;
- недостаточная проработанность нормативной базы;
- сложность процедур создания;
- отсутствие возможности для обучения;
- кадровая проблема по кандидатуре председателя Совета.
В заключение начальник РУО Сафиуллин И.Т. отметил, что достойное образование наших детей - главная задача каждого. Это образование должно быть качественным, доступным и эффективным, отвечающим социальной, экономической ситуации в нашей стране, области и районе. Для достижения поставленной цели перспективы ближайших лет будут связаны с вопросами государственно-общественного управления - управления, которое в ходе реализации муниципальных программ позволит поддержать приоритеты по отношению к каждому ребенку. Это: предоставление каждому ребенку права на получение качественного образования; обновление содержания образования в рамках перехода на ФГОС основного общего образования, востребованное дополнительное образование; профильное обучение старшей школы, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
Методист РУО Муллагалямова Г.Р. в своем докладе сделала акцент на взаимодействие школы и семьи, отметив, что плодотворное сотрудничество является важнейшим условием успешной социализации детей.
О роли семьи и школы в воспитании гражданина страны говорил учитель ОБЖ МОУ Яраткуловской СОШ Халилов Азат Абдрахманович.
С вопросом «Взаимодействие родительской общественности, социальных партнеров с администрацией образовательного учреждения в решении жизненно важных вопросов школы» выступила Смолякова Татьяна Васильевна, член Совета школы МОУ Краснооктябрьской СОШ.
Дегтярев Сергей Анатольевич, руководитель кружка «Правильная охота и рыболовство» рассказал присутствующим, как зарождалось это объединение, о достигнутых успехах ребят, проблемах.
Опыт работы попечительского совета МОУ Аргаяшской СОШ № 1 представила Дудина Светлана Николаевна, член попечительского Совета МОУ Аргаяяяяшской СОШ № 1. Светлана Николаевна отметила, что попечительский совет школы занимается привлечением внебюджетных средств для нормального функционирования и дальнейшего развития ОУ, содействует совершенствованию материально-технической базы школы и т.д.
Участники собрания говорили о необходимости создания районного Совета родителей. Принято решение, что районный Совет родителей войдут по одному представителю из каждого сельского поселения и 2 родителя из с. Аргаяш.
Итогом районного родительского собрания стало принятие резолюции.
С материалами собрания можно ознакомиться на сайте РУО. |