Ни для кого не секрет, что новый учебный год начинается 1 сентября. Однако для учителей Аргаяшского района он начинается гораздо раньше, а именно с ежегодной конференции работников образования. Конференция «ФГОС: итоги, проблемы, преемственность, перспективы» стала интересна для всех участников процесса. В связи с этим было решено продолжить работу конференции в стенах родной школы. 31 августа в Акбашевской средней школе прошел круглый стол «Проектная деятельность учащихся: пути и возможности реализации требований ФГОС». Активными участниками дискуссионной площадки стал коллектив Березовской средней школы во главе с директором Дубровиной Любовью Александровной.
Ведущим круглого стола стала молодой педагог, учитель русского языка и литературы Сагадатуллина Олеся Кинжабаевна. Она же являлась руководителем группы по подготовке. В ее задачу входило составление сценария мероприятия, определение круга проблемных вопросов, предлагаемых для обсуждения. Вопросы были составлены очень грамотно, логически вытекали один из другого, раскрывали все особенности и проблемы проектной деятельности. Кроме этого, Олеся Кинжабаевна проявила себя как опытный модератор: в аудитории царила дружеская атмосфера, каждый желающий высказаться смог это сделать.
Основной костяк творческой группы составили учителя начальных классов, так как у них уже есть опыт ведения проектной деятельности, но и преподавателям среднего звена было, что показать и рассказать. Как отметил директор Березовской школы, видно было, что материал готовился не сиюминутно, к данному мероприятию, а собирался годами. Таково, к примеру, было выступление учителя начальных классов Хакимовой Гуляйши Хубуловны. Педагог не только смогла ответить на вопрос о видах проектной деятельности, но и показала, как каждый из них реализуется в ее работе. Гуляйша Хубуловна продемонстрировала варианты исследовательских, творческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Так, исследовательский проект «Озеро Медиак» поразил всех своей глубиной. Презентация, начавшаяся с красивых пейзажей местного озера, закончилась изображением куч мусора, которые оставляют после себя отдыхающие.
Никто из участников дискуссии не высказался против введения в школах проектной деятельности. Но, несмотря на это учителя поделились проблемами, с которыми они столкнулись. Наиболее подробно этот вопрос раскрыла в своем выступлении учитель географии и биологии Якупова Разима Фаткулловна. По ее мнению, на каждом этапе работы с проектами есть свои сложности: это и постановка самой проблемы, и низкая мотивация детей и родителей, неумение учащихся планировать, добывать самостоятельно информацию, недостаточная оснащенность школ современными ТСО, а также то, что часто роль учителя становится главенствующей, а так быть не должно. Напоследок, Разима Фаткулловна поделилась своим опытом работы в этом направлении. Под ее руководством ученики придумали, сняли и показали выпуск новостей, которые касались не очень хорошего состояния нашей планеты.
Тему «Роль учителя в проектной деятельности» продолжила учитель родного языка Закирова Айгуль Иршатовна. Педагог отметила, что, действительно, с введением в школах проектной деятельности нагрузка на учителя возросла во много раз. Ведь теперь он становится не только предметником, а специалистом во многих областях. «Учитель должен быть полон энтузиазма, ведь только такой человек сможет «заразить» идеей другого человека, он должен уметь консультировать и направлять ученика, ориентировать его на самостоятельное решение поставленной задачи, что и является основной целью проектной деятельности» - закончила свое выступление Айгуль Иршатовна.
Вопрос о том, как мотивировать детей на проектную деятельность не раз звучал за круглым столом. У каждого педагога есть для этого различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные. Учитель начальных классов Латыпова Фардана Саитовна поделилась некоторыми из них. Участникам дискуссии было интересно оказаться на месте школьников, самим решать задачи по математике, по другим предметам. Все согласились с тем, что, действительно, предложенные методы как нельзя лучше способствуют развитию мотивации детей.
Большой резонанс вызвал у участников дискуссии вопрос о том, когда же все-таки вести проектную деятельность. Снова прозвучали высказывания о загруженности учителя, о программе, которую нужно реализовывать вовремя. Ответом на такие мнения стало предложение вводить в свою работу мини – проекты, которые бы решали и учебную задачу и цели государственного стандарта. В таких проектах имеет возможность участвовать весь класс, но в тоже время каждый ученик получает возможность проявить свои знания, умения, таланты. Этот тезис наглядно доказала учитель обществознания и истории Нигматуллина Эльвира Наильевна, которая продемонстрировала мини – проект видеоролик «Сохраним нашу планету чистой! ». Проект был рассчитан на 2 урока, участвовал весь класс: набрасывались идеи, изготавливались атрибуты. Несмотря на это, отметила Эльвира Наильевна, в ходе работы все равно наметились лидеры, которые и довели всю работу до конца. С такими ребятами просто необходимо вести внеклассную проектную деятельность, отметила учитель.
Еще один видеоролик показал учитель истории и классный руководитель 7 «б» класса Бикмухаметов Рустам Галиахметович. Его проект носил творческий характер, так как стал продуктом подготовки к конкурсу «Золотая осень». Огромной мотивацией для детей послужило желание выделиться и занять первое место, а их классный руководитель постарался помочь им в этом, совместно они сняли фильм «Осенние мечты». С помощью такого проекта Рустам Галиахметович не только раскрыл актерские таланты своих воспитанников, но и сам предстал перед зрителями отличным режиссером и сценаристом.
В эффективности проектного метода убедила слушателей и учитель начальных классов, обладатель гранта «Лучшие учителя России» Юлмурзина Фаурия Нигаматовна, которая попыталась ответить на вопрос о готовности детей к проектной деятельности. На примере своих учеников педагог показала, что те дети, которые в первых классах начинали с рефератов и докладов, к концу 4-го класса становились победителями и лауреатами районных и всероссийских конкурсов проектов.
Валеева Рита Рамильевна, учитель начальных классов, продолжила мысль предыдущего оратора. Своим выступлением она ответила на вопрос: что же дает ученику проектная деятельность? По мнению педагога, в ходе работы над проектами у учеников вырабатываются исследовательские, коммуникативные, а также презентационные умения и навыки. Дети учатся работать в группе, учатся самостоятельности. Все эти умения Рита Рамильевна старается развивать в своем классе. Многие из присутствующих за круглым столом учителей взяли на заметку ее проект выборов в старосты класса, построенный по принципу настоящих выборов. Учитель совместно с детьми изготовил собственные бюллетени, в которых можно было увидеть кандидатов, избранных на предварительном голосовании.
В ходе дискуссии все педагоги сошлись во мнении, что, несмотря на все сложности, проектную деятельность нельзя оставлять без внимания. Напоследок ведущий круглого стола предложила участникам поразмышлять над пословицами и высказыванием:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
***
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;
а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».
(Японская пословица)
***
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу
Эти высказывания вполне можно принять за девиз в работе над проектами, решили участники круглого стола.
В конце встречи гости и хозяева обменялись приятными впечатлениями от семинара, а педагоги Акбашевской школы получили ответное приглашение на семинар в декабре 2015 года, который пройдет в Березовской школе.
|